Полное название звучит так: «Тинейджеры. Зарождение молодежной культуры 1875-1945». Сэвидж изначально намеревался написать о субкультурах своего времени, но настолько погрузился в историю и происхождения этого феномена, что основное внимание уделил эпохе, когда слово «тинейджер»-то ещё не использовалось. Кстати, по этой книге в 2013 году даже был снят фильм, правда, он охватывает только 20-е годы в США.
Книга начинается с дневника русской девушки Марии Башкирцевой, что довольно неожиданно для лондонца Сэвиджа. Сразу родилась надежда, что в книге будет место и для наших молодёжных движений, но нет — по словам автора, он начинал писать отдельную главу про беспризорников 20-х годов и комсомол, но остановил работу по двум причинам — материала чуть больше, чем бесконечно много и русским языком Джон Сэвидж тоже не владеет. Поэтому глава так и осталась недописанной. «Может, какой-нибудь русский писатель за это возьмётся — будет очень круто» — сказал автор.
Что ж, будем надеяться, а пока — читаем про западную молодёжь.
Говорится в основном, конечно, о том, как воспринимало старшее поколение «аморальность» музыкального вкуса и внешнего вида молодых людей, которые не хотели быть такими, как «положено». Однако есть место и трагическим эпизодам — к примеру, есть рассказ о «Пиратах Эдельвейса»[1] и свингерах в нацистской Германии. Эта глава несколько меняет наше представление о молодых немцах тех лет, которых у нас обычно рисовали в коричневой униформе и с лентой «Гитлерюгенда» на рукаве, не догадываясь о разного рода культурных нонконформистах.
И подобных историй — про бойскаутов, декадентов и уличных хулиганов — в книге вышло на 632 страницы. Кстати, предисловие на русском написал Артемий Троицкий — культовая личность для нашей рок-журналистики. В середине декабря 2017 года издание обещает быть во всех магазинах, ценник от тысячи рублей за штуку.
[1] «Пираты Эдельвейса» — молодёжное неформальное объединение с антинацистскими взглядами во времена гитлеровской Германии. [вернуться]