Обзор рассказов #4: Андрей Кузнецов (Арчет)

Рекомендация сразу нескольким авторам — название рассказа и _подпись_ проставляйте в любом файле, который покидает ваш комп.

А вдруг вы написали нетленку? Мало ли, кто и когда это увидит. Как он будет вас искать? 

Также лайфхак для многих. Местоимение можно не только заменить. (Его) Можно и просто выкинуть.

Шесть рассказов расставил в порядке «от условно лучшего к условно худшему». На самом деле первая тройка примерно на одном уровне. На мой вкус.

МАРК ГОВОРИТ

Сергей И.

Добрый коп:

— Красивая концепция, интересное фантастическое допущение, хорошая работа с физиологизмами, персонажи не сильно картонные.

Злой коп:

— Ну, это узнаваемое «Тайлер говорит», да еще и вынесенное в заголовок. Лучше так не делать. Сразу вторичностью потягивает.

Очень комкано прописан бэкграунд Марка. Возможно, если перечитать пару раз, я вникну, как он появился, первый ли он такой был, единственный ли, вокруг чего крутятся способности, почему «мамы» тоже влияют, чем отличаются от него и друг от друга, как воспроизводятся и так далее.

Но с первого прочтения как-то не удалось (чтобы выстроилась четкая схема). Перегрузили мне этим мозги.

Более того, по некоторым формулировкам вообще возникло смутное ощущение, что Марк и рассказчик одно лицо. Но это, судя по всему, товарища редактора просто уносит в Бойцовский Клуб.

У ГГ местами легкие проблемы с логикой. Он вообще отчаянный парень. 

Языковые небрежности типа «смотря в глаза», вместо «глядя». Там совсем рядом еще два сомнительных места, одно на согласование времен, другое на управление. Автор может поискать самостоятельно. 

Не совсем понятен таймлайн, но, видимо, автор оставляет варианты толкования.

Много в тексте воды, штампов. Пример:


Было

Этим утром больница была не очень рада гостям. В поисках Ольги Викторовны пришлось оббегать все кабинеты, но её нигде не было. «Дежурство» на лавочке в фойе на первом этаже за весь день также не принесло результата. Охрана и медперсонал не обращали на докучливого юного корреспондента никакого внимания: наверное, уже успели привыкнуть. К вечеру, в последний «обход» кабинетов, Марк случайно нашёлся. Он, как и вчера, сидел в игровой комнате, забавляясь с кубиками, которыми на этот раз был устлан весь пол, так, что некуда было ступить. Вторжения чужака он, казалось, не замечал и что-то увлеченно бормотал себе под нос.

— Марк? Привет, меня зовут Саша. Как ты, возможно, догадался, мне нужна статья об этой больнице, о методах лечения. Ольга Викторовна характеризовала тебя как очень умного человека. Не притворяйся, пожалуйста, дураком, мы же с тобой примерно одного возраста.


Стало

Следующим утром в поисках Ольги Викторовны обошел всю больницу. Нигде нет. Многочасовое дежурство в фойе тоже не дало результата. Охрана и персонал не обращали внимания: наверно, привыкли, как к мухе.

И только под вечер, в последний обход кабинетов, Марк все же нашёлся. Как и вчера, он сидел в игровой, расставляя кубики. Теперь ими был усыпан весь пол, — некуда наступить. Вторжения, казалось, не замечал и что-то увлеченно шептал под нос.

— Марк? Привет. Меня зовут Саша. Наверно, ты догадался, я делаю статью про эту больницу, методы лечения... Ольга Викторовна охарактеризовала как очень умного... Не притворяйся, пожалуйста, дураком. Мы примерно одного возраста...


БУЛОЧКА

Алексей Сухачёв

Читать рассказ

Добрый коп:

— По внутренней архитектуре лучший текст.

Даже перегибы в духе Шахерезады, типа «рассказчик рассказывает о рассказчике, рассказывающем о рассказчике» смотрятся органично.

Злой коп:

— Не то что бы это недостаток, но по стилю тут (внезапно!) советская газета. Если отвлечься от содержания. Ну, ок. Почему нет. Особенно учитывая профессию ГГ. Не удивлюсь, если это и профессия автора. Узнаваемые ухватки.

Основной рассказчик делает ровно то, чего Паланик просил не делать - якает на каждом шагу и рассказывает о себе героическую историю.

Нет, - то, что историю рассказывает не номинальный ГГ, а фактический, дела особенно не меняет.  


ОН СЪЕДЕН

Елена Нефёдова

Читать рассказ

Добрый коп:

— Написано чище всего. Так что чувствуется  энергетика текста. Форма работает на содержание.

Именно как зарисовка текст написан хорошо. Не рассказ.

Злой коп:

— В конце текст становится совсем уж «якающим».

Это героическая история про себя. Ну просит же Паланик, ну не надо.


СВАДЬБА В АРСЕНЬЕВЕ

Вера Фильдман 

Читать рассказ

Добрый коп:

— С черной одеждой хорошая придумка. Вообще много хороших находок

Что-то все экспериментируют с композиционными приемами. Это радует.

Злой коп:

— Правда, на некоторые из них автор забил — например, на личное обращение и упрощеннный язык. Зато можно порадоваться за выживание ГГ.

Это не байка, а фант. Допущение тут к байке вообще не располагает. Получился какой-то очень странный продукт на выходе. Сшитый наживую. Как эксперимент забавно, даже как сюжет для короткометражки, но в качестве рассказа оно все еще недостаточно жизнеспособно.

В конце Бог делает идиотский ляп, в который слишком сложно поверить, учитывая, сколько лет он конспирируется.

В конце создается ощущение, что Бога преследует Алекс, но как же так может быть, если он помогает со свадьбой? Ну, то есть, может быть, но никак не объяснено, кроме игры в догонялки.

Зачем «им» делать что-то плохое с ГГ? Они же Боги, не ФСБ. Выдай информацию и живи себе.

Поясняются многие вещи, которые смело можно не пояснять, и ничуть хуже от этого не станет. Тут же рассказ, а не описание концепции. Фант вселенной, ну.


УДАР

Дмитрий Фещенко

Читать рассказ

Добрый коп:

— Написано довольно увлекательно. Очень хорошо выполнена «экспертность от ума».

Злой коп:

— Автор выписал тренера, выписал Игоря — а зачем?

Стоило тратить свое и читательское время на странную тактику Игоря, если она так толком и не сыграла?

Нет, я заметил там сборник стихов, — но его мало, очень мало, чтобы обосновать такую гигантскую подводку.

А просто отработать прием можно было и на меньшем количестве текста. Пожалейте мои глазки.


КОМПРОМАТ-ПЛЕЗИР

Артур Петрушин 

Читать рассказ

Добрый коп:  

— Много хороших афористичных фраз и сравнений. Сама ткань хороша. В среднем.

Злой коп:

— Три страницы прочитал - все еще неинтересно. Рассказ слишком долго разогревается до основной части.

Тоже «якающий» рассказ.

Размах на рубль, удар на копейку. Сентенций одного из героев в конце недостаточно, должно быть центральное событие. К нему шло, но его не случилось. Похожая ситуация выше со стихами Сафо в «Ударе».