Обзор рассказов #1: Андрей Кузнецов (Арчет)

В первую неделю экспериментального марафона наша редакция получила 12 рассказов, из которых мы выбрали 4 лучших и попросили профессионального редактора из Санкт Петербурга Андрея Кузнецова (Арчета) их прочитать, прокомментировать и выбрать рассказ-победитель. 

Как вы помните, участникам марафона нужно: прочитать эссе Чака Паланика, проанализировать полученную информацию и написать рассказ, используя предложенный автором метод.

Мы публикуем обзор четырёх рассказов, который Арчет сделал специально для журнала «Кот Бродского». В конце ты узнаешь, кто победил.


Привет. Я Арчет, профессиональный редактор. 

Итак, мне пришло на оценку четыре текста.


Артур Петрушин «О грибном искусстве» 

К сожалению, не рассказ. И то, что имеет в виду Паланик под методом «от ума» не работает так, как должно.

Вот, что он хочет на самом деле:

«Я знаю, что взорвался компьютер.

Я знаю об этом, потому что это известно Тайлеру.

Мне нет до этого дела, но можно при помощи ювелирной дрели просверлить дырочку вверху компьютерного монитора. Все обезьяны-космонавты знают об этом. Я печатал записки Тайлера. Это новая модификация бомбы-лампочки, когда в стекле сверлят отверстие и наполняют лампочку бензином. Замазывают дырочку воском или силиконом, потом вкручивают лампочку в патрон – и пусть кто-нибудь войдет и попробует щелкнуть выключателем.

Трубка монитора вмещает гораздо больше бензина, чем лампочка.

Катодно-лучевая трубка, КЛТ, – нужно либо сначала снять с нее пластмассовый кожух монитора, это достаточно просто, либо можно работать через вентиляционные щели в верхней его части.

Первым делом нужно отключить монитор от электросети и от компьютера.

Так же точно получается и с телевизором.

Помните – если проскочит искра, даже от статического разряда на ковре – вы мертвы. С воплями погибаете в огне, сгорев заживо.

В катодно-лучевой трубке может сохраняться до 300 вольт остаточного напряжения, поэтому сначала разрядите основной блок питания при помощи тяжелой отвертки. Если кто-то умер на этой стадии – значит, пользовался неизолированной отверткой.

Внутри катодно-лучевой трубки вакуум, поэтому, когда ее просверлишь, трубка наберет воздух, – как будто вздохнет с легким присвистом.

Расширяешь дырочку сверлом побольше, потом еще побольше, пока можно будет продеть в нее резиновую трубочку. Потом закачиваешь в трубку взрывчатку на свой вкус. Хорош напалм домашнего производства. Бензин, смесь бензина с замороженным апельсиновым соком, или с кошачьим калом.

Хорошая праздничная хлопушка получается из смеси марганцовокислого калия и сахарной пудры. Идея в том, чтобы смешать один ингредиент, который сгорает очень быстро, с другим, который выделит достаточно кислорода для этого процесса горения. Тогда процесс настолько ускоряется, что становится взрывом.

Пероксид бария с цинковой пылью.

Аммиачная селитра с алюминиевой пудрой.

Новейшая кухня анархии.

Нитрат бария под серным соусом, приправленный активированным углем. Вот простейшая пороховая смесь – к вашему столу.

Приятного аппетита.

Набиваешь ей монитор компьютера до краев, и когда кто-нибудь включит питание – пять-шесть фунтов такого пороха взорвутся ему в лицо.

Беда в том, что мне вроде бы нравился босс».

© Чак Паланик «Бойцовский клуб»


Алекс Корн «Эрекция»

Не рассказ. Есть цепь событий, но нет композиционно выстроенного сюжета. Зарисовка «моя первая эрекция» – да. Подставился, как просили – да. На этом, к сожалению, все. Хотя сам текст похож на паланиковский больше, чем три остальных.


Фотография: Антанас Суткус
Фотография: Антанас Суткус

Dark Fox «Song of mind and hearts»

Рассказ. Как бы и все хорошо (кроме того, что диалог выполняет чисто служебную роль при проповеди), но.... это же помесь «Выбраковки» с «Судьей Дреддом».

Основное условие про «подставься» выполнено, но менее эффектно, чем в рассказе про эрекцию.

Чувствуется, что автор все еще хочет показаться хорошим и правильным. Например:

«Пятницы скрашивают мои дни, но не потому что я иду на притворно-лицемерные тусовки и праздники. По пятницам у меня прием у психиатра. Многие бы стыдились такого, но я рад. Тоже стыдился, когда отправили к нему - дескать, с моей болезнью стабильную психику трудно сохранить, не впишусь я в новую систему. А я вписался всем назло. Лечусь, посещаю врача. Врачебная тайна ведь священна, а значит там можно говорить правду».

Ух! Я крут всем назло.

Сравните с симулянтом из БК:

«Большие руки Боба были сомкнуты в объятья, чтобы меня удержать, и я оказался зажатым в темноте между теперешними потными титьками Боба, висячими, огромных размеров, – наверное, такие же громадные мы представляем себе у Бога. Вокруг подвал церкви, он полон народу, каждый вечер мы встречаемся: это Арт, это Пол, это Боб. Здоровенные плечи Боба наводили меня на мысль о линии горизонта. Густые светлые волосы Боба были похожи на результат применения крема для укладки, надпись на котором гласит «скульпторный мусс», – очень густые и светлые, и очень ровно расчесаны.

Его руки обвили меня, ладонь прижимает мою голову к его нынешним титькам, выросшим из бочкообразной груди.

— Все будет хорошо, – говорит Боб. – Теперь ты поплачь.

От колен до макушки я ощущаю химические реакции внутри Боба, переваривающие пищу и перегоняющие кислород.

— Может, они успели все удалить, – говорит Боб – А может, опухоль доброкачественная. При семиноме у тебя почти стопроцентный шанс выжить, – плечи Боба поднимаются в протяжном вздохе, потом падают рывками, падают, падают под судорожные всхлипы. Поднимаются со вздохом. Падают, падают, падают.

Я хожу сюда каждую неделю уже два года, и каждую неделю Боб заключает меня в объятия, и я плачу.

— Поплачь, – говорит Боб, и вздыхает, и всхлип, всхлип, всхлипывает. – Давай, поплачь.

Большое влажное лицо укладывается на моей макушке, и я теряюсь где-то внутри. Это тот момент, когда я плачу. То, что надо – плакать в окутывающей тебя темноте, замкнувшись внутри кого-то другого, когда видишь, что все, чего ты когда-либо сможешь добиться, в итоге окажется грудой хлама.

Все, чем ты когда-либо гордился, будет выброшено прочь.

И я теряюсь где-то внутри.

Похоже на состояние сна, в которое я не погружался уже неделю.

Вот так я повстречал Марлу Сингер.

Боб плачет, потому что шесть месяцев назад ему удалили яички. Потом гормональная терапия. Из-за чрезмерного потребления тестостерона у Боба выросли титьки. Когда уровень тестостерона поднимается слишком высоко, организм вырабатывает эстроген, чтобы достичь баланса.

Я плачу в этот момент, потому что жизнь сейчас превращается в ничто, даже не совсем в ничто – в забвение.

Слишком много эстрогена – и у тебя вырастет сучье вымя.

Плакать легко, когда осознаешь, что все любимые тобой, рано или поздно тебя отвергнут, или же умрут. На достаточно большом отрезке времени вероятность выживания для каждого из нас близка к нулю.

Боб любит меня, потому что думает, что мне тоже удалили яички».

© Чак Паланик «Бойцовский клуб»


Алексей Сухачев, без названия

Автор файла «Кот Бродского #1» – наш победитель.

Композиционно это рассказ, там введены оба приема (уязвимость и экспертность), есть фабула.


Фотография: Антанас Суткус
Фотография: Антанас Суткус



Рубрика «Редакторские советы»

[Андрей Кузнецов даёт советы автору-победителю]

1) Не забывайте давать заголовок. Это важно.

2) Советую меньше «якать». 

«Тренер взял меня на соревнования. Он в меня верит!

Следующие несколько дней я тренировался на пределе своих сил. Ко мне снова вернулась уверенность, я получал удовольствие».

Часть таких повторов осознанные, часть – нет.

Стоит менять действующее лицо в предложении. Не «я закрыл дверь», а «дверь захлопнулась за спиной».

2.а) Много слов паразитов типа «свой». «Свою форму я так и не вернул». Понятно, чью.

3) Персонаж много видит, кое-что слышит, местами щупает, а вот запахов почти не ощущает. Это зря. Советую расширить палитру в этом направлении.

4) Не бойтесь физиологизма. Например, ГГ (главный герой) ломает второстепенному персонажу ногу.

«Вместо звука выбитого мяча слышу хруст его ноги. Красная карточка.

Я весь в поту, моя футболка в грязи, но моё выступление запомнилось явно не так, как хотел тренер. Стоило мне покинуть поле, как он при всех отвесил мне оплеуху».

И момент перелома и момент оплеухи можно было описать куда более сочно, тем более, что это сюжетно крайне важный момент, который надолго засел у ГГ в памяти.

5) «Я лишь пробормотал что-то невнятное. Если бы я только заговорил, я бы тут же расплакался от вскипевших эмоций. Я хотел убежать оттуда, от тех ребят, от тренера и никогда не видеть никого из них».

Лишняя фраза – та, что про эмоции. Никогда не стоит пояснять такие вещи в лоб. Без нее все гораздо лучше, потому что вы уже не рассказываете про эмоции, а показываете картинкой:

«Я что-то пробормотал. На самом деле, хотелось бежать оттуда - от ребят, тренера. И никогда, никогда больше их не видеть».

Тут вообще много ошибок новичка, которые делают текст водянистее, чем следует.

Большая их часть описана здесь.

Но при этом автор хороший рассказчик, а стилистика – дело наживное.

Удачи на дороге.