Роман Сенчин — «Зона затопления». Обзор от Василия Авченко

Василий Авченко

Журналист и писатель из Владивостока, автор книг «Правый руль», «Глобус Владивостока», «Кристалл в прозрачной оправе». В 2012 году совместно с Ильей Лагутенко стал соавтором книги «Владивосток-3000. Киноповесть о Тихоокеанской республике». В 2017 году издательство «Молодая гвардия» выпустило написанную им биографию писателя Александра Фадеева в серии «Жизнь замечательных людей». 

Купить книгу «Зона затопления» во Владивостоке можно в магазине Владкнига

Хроника великого потопа, или Гидра электростанции

Кому лень читать всё – пусть прочтёт последнее предложение, этого будет достаточно.

Для остальных - чуть подробнее.

Роман Сенчин (р. 1971) - один из самых заметных и значительных современных российских прозаиков. Автор многих повестей - «Вперёд и вверх на севших батарейках», «Нубук», «Минус», «Лёд под ногами», романов «Елтышевы» и «Информация», многих рассказов и критических статей… Сегодня будем говорить о романе «Зона затопления», увидевшем свет в 2015 году в Редакции Елены Шубиной. 

Сенчина принято называть автором мрачным, даже депрессивным. Сам он в прошлом году - у нас, во Владивостоке - объяснял: «Я реалист, пытаюсь более-менее объективно фиксировать некоторые - к сожалению, часто неприглядные стороны нашей жизни. Литература вообще фокусируется на проблемах, трагедиях, драмах». 

Вот и в «Зоне затопления» весёлого, прямо скажем, мало: на Ангаре строится очередная ГЭС, деревни затапливают, людей переселяют… Это верхний смысловой пласт «Зоны…», продолжающей «сибирско-деревенскую» линию «Елтышевых». 

Тема взята из жизни: речь идёт о построенной на Ангаре (у городка Кодинска Красноярского края, в книге он назван Колпинском) Богучанской ГЭС. Не первой и, видимо, не последней. Начинали этот проект ещё в 70-х, потом приостановили. Уже в наше время его разморозили Чубайс с Дерипаской. А сегодня под ударом – не только Ангара: нет-нет да заговорят о том, чтобы перегородить Амур и наращивать экспорт электричества в Китай… 

Нельзя не вспомнить «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина, где тоже описывалось затопление, только в связи со стройкой другой - Братской ГЭС, это выше по Ангаре. «Зона затопления» даже посвящена Распутину, да и сам он появляется в тексте. Однако книга Сенчина, несмотря на все очевидные параллели, - совершенно иная, самостоятельная.

«Зона затопления» - не столь уж частый сегодня пример достоверной, серьёзной, добросовестной книги о неофисной, нестоличной, негородской жизни. Сенчин описывает ту реальность, с которой хорошо знаком. Сам он родом из Тувы, жил в Красноярском крае, позже перебрался в Москву, с недавних пор - в Екатеринбурге. «В своё время и нас в Туве коснулась стройка Саяно-Шушенской ГЭС, - рассказывал Сенчин. - Были переселения, перенесли целый город Шагонар… Объявили, что Саяно-Шушенская ГЭС – последняя, потом будем использовать силу прилива, солнечную энергию. Но прошло 30 лет - и появилась Богучанская ГЭС на Ангаре. Всё повторилось: переселения, горящие избы, слёзы. Людей распылили по Красноярскому краю, по Хакасии. Почти все получили «санитарные нормы» по 18 квадратных метров на человека. Бывало, что по одному адресу, в одной ограде, стояло три избы, в них жили три-четыре семьи. Им давали 4-комнатную квартиру на всех: три хозяйки на одной кухне, ссоры, скандалы… Я записывал истории людей, с которыми встречался, кое-что брал из газет. Так появился цикл связанных общими героями и географией рассказов, которые стали главами этой книги».

Как «Матёра» - не только о Братской ГЭС, так и «Зона» - не только о Богучане. Отношения деревни и города, утрата родовой и исторической памяти, «маленький человек», конфликт власти и населения - вот лишь несколько линий этого романа, выросшего из отдельных новелл. Книга - неприкрыто злободневная, но её публицистичность надёжно растворена в художественности. Сквозные образы – вода и кладбище. Новый и зловещий смысл приобретает слово «глубинка». А «гидроэлектростанция» отсылает к многоголовой гидре…

Вообще говоря, Сенчин описывает новый великий потоп, катастрофу пусть небиблейских форм, но отнюдь не районного масштаба.

«Зону затопления» кто-то назвал «Левиафаном» в прозе. Параллели действительно присутствуют, и не только в общей атмосфере: одна из сюжетных линий - человек, защищающий свою лесопилку от беспредела властей и связанных с ними бандитов. Но насколько Сенчин сильнее Звягинцева в знании реалий нашей российской провинциальной жизни! В книге всё, вплоть до мельчайших бытовых деталей, описано «изнутри», с тем пониманием, которое человеку со стороны не даётся. 

…Литература, конечно, чубайсов не остановит.

Но хорошо уже то, что она ставит вопросы, фиксирует проблемы, описывает то, что с нами происходит.

Если перестанет – утонут не только сибирские деревни.

«Зона затопления», отмеченная премией «Большая книга», - это действительно большая русская книга.

Купить книгу «Зона затопления» во Владивостоке можно в магазине Владкнига

Купить книгу «Зона затопления» во Владивостоке можно в магазине Владкнига


Похожие статьи