Читать ли: «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро

Редакция Кота советует тебе прислушаться к мнению жюри Нобелевской премии по литературе и обратить своё внимание на британского писателя японского происхождения Кадзуо Исигуро. Ранее мы писали о том, почему именно он этой осенью стал главной фигурой в литературной среде. Его предпоследний роман «Не отпускай меня» был написан в 2005 году и номинировался на Букеровскую премию и Премию Артура Кларка. А ещё – был признан лучшим романом года по версии журнала «Тайм». Русскоязычному читателю текст стал доступен в 2007 году благодаря издательству «Эксмо». Мы прочитали и расскажем тебе, должна ли эта книга быть прочитанной.


«Так пусть этот ад будет нашим раем»

История троих ребят, живущих в закрытой школе-интернате,  поначалу напоминает пусть и хороший, но банальный роман о любовном треугольнике. Две девушки и парень гуляют по территории, слушают музыку, сплетничают, выясняют отношения…  

Только тревожные, по-кинговски наращивающие напряжение детали не дают отделаться от чувства грядущей катастрофы. Лес, который чувствуется везде, и в котором как-то нашли мальчика с отрезанными конечностями. Загадочная Мадам, забирающая их рисунки с непонятными целями. Излишняя забота о здоровье воспитанников…


Нобелевский лауреат по литературе в 2017 году Кадзуо Исигуро.


Для вдумчивого читателя интрига пропадает довольно быстро: все воспитанники – клоны, предназначение которых – стать донорами органов для обычных людей.

Казалось бы, какие чувства может вызвать произведение с подобной завязкой? Сочувствие к воспитанникам, ненависть к миру, в котором людей выращивают «на убой», любопытство по поводу детективной части сюжета? Но в том и гений Исигуро, что он мастерски обходит все банальные варианты и читателю остаётся только изумляться парадоксальности и широте диапазона своих эмоций.

 «Не отпускай меня» в равной вероятности может как вытащить вас из хандры, так и вогнать в неё.


Хотите увидеть наше общество с классовым неравенством с неожиданной стороны? Антиутопический сюжет, который мог бы стать гимном свободе, доказывает невозможную, но интуитивно понятную мысль: никакой свободы нет, и не может быть. К середине книги от удивлённого негодования и желания крикнуть героям: «Эй, да вы чего!?», проникаешься ощущением прекрасного в своей неизбежности умирания, которое можно лишь немного отсрочить, но не отменить.

Исигуро оставляет перед читателем много открытых вопросов. Насколько мы властны над своей судьбой? Что делает людей людьми? В чём природа творчества и любви? Пока актуальны эти вопросы, актуальной будет оставаться и книга Нобелевского лауреата.

К слову, ноябрь – пожалуй, лучшее время года, чтобы её прочитать. А после этого можешь еще посмотреть одноименную экранизацию с Кирой Найтли, Эндрю Гарфилдом и Кэри Маллиган.


Похожие статьи