Личное мнение: почему так много адаптаций

Каждый раз перед походом в кино, я обязательно вбиваю название фильма в поисковик. Кто режиссер, откуда сценарий, что пишут в рецензиях. Этими интересными и бессмысленными фактами можно делиться со своими спутниками перед началом сеанса. И по моим наблюдениям всё чаще оказывается, что очередная новинка кинопроката либо основана на реальных событиях, либо снята по какой-нибудь книге.

В этом нет ничего особо удивительноuго, но возникает вопрос: «Куда делись фильмы с оригинальным сценарием? Неужели фильм по смайликам лучше «Ла Ла Ленда»?» В общем-то да, лучше. Всё дело в деньгах. Фильм, снятый по интеллектуальной собственности, проще продать. Какие ещё культурные феномены встречаются сегодня и свои предположения на этот счёт расскажу ниже. А у тебя будет отличная возможность выразить своё мнение, совпадающее или отличное от авторского, в комментариях под этим текстом. 


Нечто знакомое


Википедия говорит, что количество информации в Сети удваивается каждые полтора года. Этот факт встречается так часто, что не может быть ложью. На петабайты информации не хватает людей, которые могли её усвоить. Чтобы привлечь внимание потенциального потребителя аудио, видео товаров или текста, используют знакомые для него понятия, привязывают что-либо к популярному событию настоящего или оскверняют нечто сакральное. Меня, тебя, нас легче привлечь к тому, что мы знаем, любим или даже к чему испытываем неприязнь. 

То же самое с фильмами. Сценаристы используют нечто знакомое, чтобы привлечь внимание зрителя. Это может быть и пресловутая «история, основанная на реальных событиях», и адаптация популярного романа. Если это фильм с оригинальным сценарием, всё становится в разы сложнее. Здесь должны быть знакомы и актеры, и гениальный режиссер, и тема. Она тоже должна быть актуальной. На неизвестное и далёкое от настоящего пойдут немногие.

Слишком дорого


Снимать фильмы дорого. Средняя стоимость производства одного фильма в России 2015 года составила почти 85 миллионов рублей (около полутора миллиона долларов). Затраты на обычный американский блокбастер превышают эту сумму в десятки раз. Поэтому нельзя, чтобы фильм провалился в прокате, а деньги «улетели в трубу». Снизить риски можно. Для этого, например, можно привлечь людей к уже знакомой франшизе. Фильм «50 оттенков серого» сняли только потому, что книжный первоисточник продали 30 миллионов раз.

Да, подчас главное в киноиндустрии затратить меньше денег на производство или как можно лучше отбить их в прокате. Да, кино – это не всегда про искусство. 

К тому же, в кинопроизводстве миллионы долларов уходят на маркетинг. А если ты снял фильм с известным книжным первоисточником, затрат на рекламу уйдёт меньше. Да и сценаристам можно платить не так много, они же только адаптируют, а не пишут с нуля. И раз уж зашла речь о сценаристах...

Забастовка сценаристов


В 2007 году Гильдия сценаристов США бастовала 100 дней. Им мало платили, когда ежегодные прибыли исчислялись миллиардами. Общий ущерб от забастовки составил 2,5 миллиарда долларов. Были отменены показы сериалов, фильмов и ток-шоу. Именно поэтому в 7 сезоне «Клиники» всего 12 эпизодов, а не 18.

По окончании забастовки сценаристам стали платить больше, но их количество уменьшилось. Крупные киностудии решили не работать с бастовщиками во избежание повтора подобных ситуации. Количество работающих авторов уменьшилось и, соответственно, сократилось число оригинальных сценариев. Адаптация уже существующей истории, помимо меньших денежных средств, требует и меньше временных затрат. К тому же, здесь могут помочь маркетологи. Они знают, что интересно зрителю.

Игра престолов


И это не попытка поймать хайп. Если только чуть-чуть.

«Игра престолов» показала всему миру, что можно снимать сериалы с многолетними сюжетными линиями и зарабатывать на этом. А ещё – в сериальном формате продолжительные книжные сюжеты раскрываются лучше, чем за два часа хронометража фильма. Это же брак, созданный на небесах.

Сейчас многие пытаются повторить формулу успеха «Игры престолов». Канал Starz в этом году выпустил первый сезон сериала по роману «Американские боги» Нила Геймана. Помимо такого большого примера есть масса примеров поменьше. В 2017 году начали «показывать» сериалы по книгам «Мистер Мерседес» Кинга, «Большая маленькая ложь» Мориарти, «Рассказ служанки» Этвуд и ещё с десяток других.




Если подумать, получается, что от книжных адаптаций все в выигрыше:

зрители получают непрекращающийся поток фильмов и сериалов,
авторы книг – известность, которую не ждали,
кинокомпании – постоянное увеличение прибыли,
сценаристы – работу.




Только, в итоге мы смотрим на одних и тех же персонажей многие годы. Экранная версия истории, даже в формате сериала, часто оказывается беднее книжной. У продюсеров и маркетологов заканчиваются прибыльные и популярные проекты, поэтому они берутся за варианты вроде «Валериана» – фильм по нечитаемому комиксу из шестидесятых. И всё же адаптирующие очередной детектив сценаристы опять чем-то недовольны. В марте 2017 года они объявили, что могут вновь начать забастовку.


Похожие статьи