Какие книги написала Ханья Янагихара

27 февраля Corpus издаст первую книгу Ханьи Янагихары 2013 года «Люди среди деревьев». Весь мир узнал о ней в 2016-м после выхода «Маленькой жизни». Кот Бродского объяснит, что запоздалый перевод – не просто попытка русского издателя подзаработать на известном имени.

Немного жизни

О жизни Ханьи Янагихары мало что известно. Американка гавайского происхождения, мама из Кореи. Окончила частный независимый университет свободных искусств для женщин в Массачуссетсе, до 2015 года работала в The New York Times Style Magazine заместителем редактора. Сейчас фотографирует платья и необычно обставленные комнаты, как и подобает стилистоведу. Как будто «Маленькой жизни» вообще не случилось.

Эта книга показывает вневременную жизнь четырех друзей в Нью-Йорке, на них не влияют эпидемия СПИДа, ни 11 сентября, ни преступность, ни сошедшие с рельсов поезда. За время действия книги (не во флешбеках) случается лишь одна авария и единственная сцена домашнего насилия.

Спросишь, а что вообще есть в книге? Если не читал, разумеется. Семь опосредованно связанных эпизодов из жизни героев. От окончания Массачусетского колледжа и переезда в Нью-Йорк до последних дней жизни. От эпизода к эпизоду мы видим, как главный герой и его друзья добиваются успеха, каждый в своей сфере. Иногда они встречаются, вспоминают былое или куда-то уезжают. 

Есть ещё кое-что – душераздирающие описания жизни Джуда (главного героя). Его предуниверситетская жизнь – те самые флешбеки, от которых стынет кровь в жилах, а ты думаешь «хуже и быть не может». Но затем случается следующий флешбек и понимаешь, что может.

Ханья Янагихара самоизолировалась от общества на 18 месяцев, когда писала эту книгу. Видимо, чтобы не навредить своим близким тем ядом, что она должна была нанести на бумагу. Из-за случившейся в прошлом главного героя дичи, ты радуешься за Джуда, его успехам и за близких, что окружают его. Только вот сам Джуд не рад: ему постоянно кажется, что он нечистый калека и не заслуживает того, что имеет. Он не принимает счастья и режет себя в ванной – длинные немецкие слова в виде шрамов на теле приносят облегчение, но лишь временное.

Немаленькая слава

О «Маленькой жизни» слышал каждый, кто пользовался Фейсбуком в конце 2016 года. «Это неправда!», «Боже, вот это жиза!», «Так депрессивно, мне хочется вскрыться», «Она мне помогла, я даже обратился к психологу» – самые противоречивые отзывы разделили людей на два лагеря: первые называли вторых неженками и слюнтяями, в обратную сторону летели обвинения в черствости и отсутствии вкуса.

Резонанс поднялся из-за сопутствующего книге флешмоба #янебоюсьсказать. После прочтения «Маленькой жизни» люди начинали вещать о собственном травматическом опыте в соцсетях. Что, если не книга, дала возможность возможность заново пережить и переосмыслить случившееся тысячам людей? Кстати, далеко не все из них читали книгу.

Сейчас, когда пыль улеглась, ясно одно – роман настолько плотно набит событиями, что добрая половина смыслов ускользнет от читателя. Оно и понятно: в книге 814 страниц, на которых записана жизнь всего (или целых?) четырех человек с конца университета до смерти. Что именно придётся упустить, зависит от самого читателя и его жизни до «Маленькой жизни».

С «Маленькой жизнью» советуем обязательно знакомиться. Самые ленивые могут ждать сериал, слухи о котором появились за три месяца до выхода русской версии книги. Правда год назад Ханья Янагихара сказала, что права у неё ещё никто не выкупил.

Люди среди психопатов

Многим «Маленькая жизнь» запомнилась отвратительно реалистичными сценами сексуального насилия и его последствий. Примерно этого и ожидают от «Людей среди деревьев». Сюжет книги основан на реальной истории Даниэла Гайдузека – лауреата Нобелевской премии/педофила. И «Люди» в два раза меньше «Жизни» – значит ли это, что в дебютном романе меньше тем?  

На Западе называли роман «Люди среди деревьев» удивительным дебютом. Он вызывает то же впечатление, что и более успешный поздний: дерзкое и изнурительно-изобретательное чтиво. Тем, как сказано выше, не меньше:

  • глобализация: главный герой, доктор Нортон Перина попадает с экспедицией в Микронезию, пытаясь найти одно из последних неконтактных племён;

  • отношение к бессмертию: жители найденного племени Иву’Иву живут сотни лет, у них своё отношение к миру вокруг (обрати внимание на оригинальную обложку, на ней есть ответ, благодаря чему можно стать бессмертным);

  • плата за бессмертие: «мечтатели» – та часть племени, что живёт сотни лет – страдают непоправимым повреждениями мозга;

  • критика империализма: экспедиция практически уничтожает племя, чтобы использовать их ресурсы для собственных выгод;

  • развращение властью: герой начинает усыновлять детей племени, а потом их растлевает;

  • наблюдение за зверем со стороны: Нортона Перину сравнивают с Гумбертом Гумбертом из «Лолиты»;

  • вмешательство в экологию во имя науки.

И всё же главное, что есть в книгах Янагихары – это язык. Без красочных и проникновенных описаний никто не стал бы читать 800 страниц «Маленькой жизни» о самобичеваниях калеки. Язык «Людей среди деревьев» – это язык Перины: жестокий, крикливый, высокомерный. Пренебрежительный к людям и почтительно-точный к флоре и фауне Микронезии. Ничего удивительного: с 2007 года Ханья Янагихара редактировала материалы для журнала для путешественников Conde Nast Traveler. Плюс уже упомянутое гавайское происхождение сблизило её с природой.

Приятного чтения пожелать не получается. Как-никак книга будет полна отвратительных вещей. Зато можно точно сказать, что оно (чтение) будет погружающим в самые дебри лесной и человеческой чащи. Издательство Corpus уже переносило релиз с сентября, надеемся, что в последний. Ожидаем у нас на глазах с 27 февраля.

UPD: 11 февраля «Медуза» выложила фрагмент книги «Люди среди деревьев».

Купить книгу Маленькая жизнь

Купить книгу Люди среди деревьев


Похожие статьи