Обзор рассказов #5 и #6: Виктория Костюкевич

На этой неделе нашим приглашённым редактором стала Виктория Костюкевич — драматург, чьи пьесы побывали в шорт-листах многих премий, создатель проекта «The Драма». Она назвала победителем рассказ «Миус два» Глеба Сироченко, а обладателем второго места — «Рассказ о хорошем человеке» Алексея Сухачёва. Авторы тренировались вычищать мыслительные глаголы и заряжать сюжетные ружья. Поэтому прежде чем читать каждую из рецензий, советуем прочесть сами рассказы, иначе ружья не выстрелят.

«Минус два»

Глеб Сироченко  

(ЧИТАТЬ РАССКАЗ)

Форма рассказа синкретична, но здесь это только на пользу и в руках автора становится хорошим приемом. Это полноценный рассказ. С фабулой, композицией (хоть и неоднородной) и заряженным ружьем.

Автору удалось показать главного героя интересным и неоднозначным. Он вызывает симпатию, хочется узнать его внутренний мир, его прошлое. Мы полноценно вживаемся в главного героя. И сделано это мастерски. В итоге ружье, которым оказалась коробка с котятами - выстреливает.

Хорошая классика. Начало: герой находит коробку и заряжает ружье. Читатель перестает о ней думать. Финал: коробка-ружье помогает автору закончить повествование. Неожиданное «живое» содержимое коробки — это, все что надо чтобы достойно встретить финал. Я, честно говоря, забуксовала немного на последнем абзаце, но в целом получилось весьма инфернально. Впечатления от рассказа это не испортило.


— Я достал коробку. Не теряя из виду меня и полицейских, он почти по рукоять вогнал нож между верхними створками крышки и одним махом разрезал скотч от края до края. Открыл. Один ещё двигался и беззвучно открывал пасть, запутавшись в тряпках. Двое мертвы. Как те, что уже двадцать лет лежат в земле на заднем дворе одного дома в посёлке у моря. Тот мальчик, что их похоронил в коробке из-под обуви, впрок оплакал всех мёртвых котят на свете. И он выбросил окровавленный нож на снег.


По совету Чака Паланика автор рассказа сталкивает персонажей: молчаливого убийцу и главного героя. И сразу начинается нагнетание атмосферы. Казалось бы: героя подбирает водитель «Мазды Трибьют», образ вполне положительный. И уже через минуту водитель достает нож и угрожает. Автор прибегает к антитезе весьма уместно и кинематографично.


— Почему тормознул? – бывает, я дурачусь, задавая тупые вопросы незнакомым людям.

Захотелось.

 Ммм…Нет, это просто глагол. Конкретно: чего, почему? Подвезти? Пообщаться? Меня или вообще любого?

Тебя.

 Пожалел? Или чтоб время убить?

Убить.


Работа с мыслительными глаголами проделана качественно. Вместо банального «я замерз» мы читаем, что «пальцы на ногах промокли и горели. Череп окаменел и продувался насквозь. Уши стали органом осязания, различая только остро-колющий ветер». Или вместо обычного «я родился в поселке» автор выдает нам: «довелось родиться в январе, и прожить до 7 лет в северном прибрежном посёлке, пройти сотни километров до детсада и школы, морозя сопли и ссаные колготки. Морской ветер толкал вперёд, играл в догонялки и проверял нас на прочность всё детство». Вообще в рассказе есть хорошие и интересные метафоры. Моя любимая — это сравнение маршрутки по невыгодному маршруту в безлюдный час и школьника холодным утром второго сентября. 

Удачи автору!


«Рассказ о хорошем человеке»

Алексей Сухачев

(ЧИТАТЬ РАССКАЗ)


Знаком мне такой способ нарратива. Когда герой не знает, чем все закончится. В отличие от самого нарратора. Этим создаётся хорошее поле тяготения, которое двигает сюжет к финалу.

Мне не хватило ритмичности текста. Слишком он простой, не за что зацепиться уху. Главный принцип ритма текста заключается в чередовании длинных и коротких компонентов.

Автор произведения решил разбить повествование диалогами. Оно и правильно. Ведь важен не только сам диалог, но и стилистика героя. В таком сжатом жанре, как рассказ, должно быть только главное.

Есть такая шутка: если в индийском кино на стене висит ружьё, в третьем акте оно станцует и споет. Ружье — коробка конфет, купленная и забытая не только героем, но и читателями. Она снова появляется в финале. И хорошо финалит текст.

Нуждается в доработке эмоциональая нагруженность и «ружья», и текста. Если текст нейтральный, то именно ружьё должно бахнуть так, чтобы читатель оглох. Здесь оно стреляет, увы, с глушителем. Коробка конфет могла бы нам сказать больше. Как минимум, герой мог бы не отдавать конфеты жене, а сам съесть их перед входом в квартиру. Чтобы усилить линию абсолютного эгоизма.

Нагнетание и развитие характера героя могло бы происходить ярче и динамичнее, тем более, когда есть коробка конфет. Благодаря «Форесту Гампу» коробка с конфетами никогда не будет просто коробкой с конфетами. В случае с рассказом Алексея Чухаева это символ наслаждения для себя одного. Не случайно он забыл ее отдать любовнице, но и жене он отдал ее зря. Он купил ее себе. Как символ самоудовлетворения.

Если возвращаться к идее ружья, в художественном произведении все детали должны работать на его главную идею. И ничего случайного быть не должно. Жена с конфетами слегка смазывает саму суть ружья как метода.

В рассказе автор иногда дает лишнюю информацию о герое. Так, например:

— Мам, у меня вторая линия, очень важно. Я позже перезвоню.

— Хоро...

Ян Алексеевич отключился. Никакой второй линии, как оказалось, не было. Не поймите неправильно, Ян Алексеевич любил семью, но больше на расстоянии». 

А в итоге получается что-то вроде «уроды, что вы делаете с котами? кричала бабка уродам, что-то делающим с котами». Читатели сами домыслят. Не надо всё разжевывать.

Работа с мыслительными глаголами проделана. Например, вместо «Антон Викторович отказал, потом согласился» нам пишут, как Антон Викторович еще какое-то время стеснительно отказывается, «но уже через полчаса машина с ним подъехала к большому зданию из серого кирпича с надписью «Вокзал». А вместо «Ян Алексеевич любил уходить вовремя» мы читаем, как Ян Алексеевич Нечаев ждет этой секунды с самого начала рабочего дня, «а потому стоило будильнику на его телефоне прозвенеть половину восьмого, как он тут же отключил свой рабочий компьютер, собрал нужные документы в папку и сбежал из этой офисной пучины». 


Удачи следующим участникам марафона!