«Минус два»
Глеб Сироченко
Форма рассказа синкретична, но здесь это только на пользу и в руках автора становится хорошим приемом. Это полноценный рассказ. С фабулой, композицией (хоть и неоднородной) и заряженным ружьем.
Автору удалось показать главного героя интересным и неоднозначным. Он вызывает симпатию, хочется узнать его внутренний мир, его прошлое. Мы полноценно вживаемся в главного героя. И сделано это мастерски. В итоге ружье, которым оказалась коробка с котятами - выстреливает.
Хорошая классика. Начало: герой находит коробку и заряжает ружье. Читатель перестает о ней думать. Финал: коробка-ружье помогает автору закончить повествование. Неожиданное «живое» содержимое коробки — это, все что надо чтобы достойно встретить финал. Я, честно говоря, забуксовала немного на последнем абзаце, но в целом получилось весьма инфернально. Впечатления от рассказа это не испортило.
— Я достал коробку. Не теряя из виду меня и полицейских, он почти по рукоять вогнал нож между верхними створками крышки и одним махом разрезал скотч от края до края. Открыл. Один ещё двигался и беззвучно открывал пасть, запутавшись в тряпках. Двое мертвы. Как те, что уже двадцать лет лежат в земле на заднем дворе одного дома в посёлке у моря. Тот мальчик, что их похоронил в коробке из-под обуви, впрок оплакал всех мёртвых котят на свете. И он выбросил окровавленный нож на снег.
По совету Чака Паланика автор рассказа сталкивает персонажей: молчаливого убийцу и главного героя. И сразу начинается нагнетание атмосферы. Казалось бы: героя подбирает водитель «Мазды Трибьют», образ вполне положительный. И уже через минуту водитель достает нож и угрожает. Автор прибегает к антитезе весьма уместно и кинематографично.
— Почему тормознул? – бывает, я дурачусь, задавая тупые вопросы незнакомым людям.
—Захотелось.
— Ммм…Нет, это просто глагол. Конкретно: чего, почему? Подвезти? Пообщаться? Меня или вообще любого?
—Тебя.
— Пожалел? Или чтоб время убить?
—Убить.
Работа с мыслительными глаголами проделана качественно. Вместо банального «я замерз» мы читаем, что «пальцы на ногах промокли и горели. Череп окаменел и продувался насквозь. Уши стали органом осязания, различая только остро-колющий ветер». Или вместо обычного «я родился в поселке» автор выдает нам: «довелось родиться в январе, и прожить до 7 лет в северном прибрежном посёлке, пройти сотни километров до детсада и школы, морозя сопли и ссаные колготки. Морской ветер толкал вперёд, играл в догонялки и проверял нас на прочность всё детство». Вообще в рассказе есть хорошие и интересные метафоры. Моя любимая — это сравнение маршрутки по невыгодному маршруту в безлюдный час и школьника холодным утром второго сентября.
Удачи автору!
«Рассказ о хорошем человеке»
Алексей Сухачев
Знаком мне такой способ нарратива. Когда герой не знает, чем все закончится. В отличие от самого нарратора. Этим создаётся хорошее поле тяготения, которое двигает сюжет к финалу.
Мне не хватило ритмичности текста. Слишком он простой, не за что зацепиться уху. Главный принцип ритма текста заключается в чередовании длинных и коротких компонентов.
Автор произведения решил разбить повествование диалогами. Оно и правильно. Ведь важен не только сам диалог, но и стилистика героя. В таком сжатом жанре, как рассказ, должно быть только главное.
Есть такая шутка: если в индийском кино на стене висит ружьё, в третьем акте оно станцует и споет. Ружье — коробка конфет, купленная и забытая не только героем, но и читателями. Она снова появляется в финале. И хорошо финалит текст.
Нуждается в доработке эмоциональая нагруженность и «ружья», и текста. Если текст нейтральный, то именно ружьё должно бахнуть так, чтобы читатель оглох. Здесь оно стреляет, увы, с глушителем. Коробка конфет могла бы нам сказать больше. Как минимум, герой мог бы не отдавать конфеты жене, а сам съесть их перед входом в квартиру. Чтобы усилить линию абсолютного эгоизма.
Нагнетание и развитие характера героя могло бы происходить ярче и динамичнее, тем более, когда есть коробка конфет. Благодаря «Форесту Гампу» коробка с конфетами никогда не будет просто коробкой с конфетами. В случае с рассказом Алексея Чухаева это символ наслаждения для себя одного. Не случайно он забыл ее отдать любовнице, но и жене он отдал ее зря. Он купил ее себе. Как символ самоудовлетворения.
Если возвращаться к идее ружья, в художественном произведении все детали должны работать на его главную идею. И ничего случайного быть не должно. Жена с конфетами слегка смазывает саму суть ружья как метода.
В рассказе автор иногда дает лишнюю информацию о герое. Так, например:
— Мам, у меня вторая линия, очень важно. Я позже перезвоню.
— Хоро...
Ян Алексеевич отключился. Никакой второй линии, как оказалось, не было. Не поймите неправильно, Ян Алексеевич любил семью, но больше на расстоянии».
А в итоге получается что-то вроде «уроды, что вы делаете с котами? — кричала бабка уродам, что-то делающим с котами». Читатели сами домыслят. Не надо всё разжевывать.
Работа с мыслительными глаголами проделана. Например, вместо «Антон Викторович отказал, потом согласился» нам пишут, как Антон Викторович еще какое-то время стеснительно отказывается, «но уже через полчаса машина с ним подъехала к большому зданию из серого кирпича с надписью «Вокзал». А вместо «Ян Алексеевич любил уходить вовремя» мы читаем, как Ян Алексеевич Нечаев ждет этой секунды с самого начала рабочего дня, «а потому стоило будильнику на его телефоне прозвенеть половину восьмого, как он тут же отключил свой рабочий компьютер, собрал нужные документы в папку и сбежал из этой офисной пучины».
Удачи следующим участникам марафона!