Филип Пулман — «Книга пыли». Обзор от Марии Коковой

Мария Кокова

Главный библиотекарь старейшей московской библиотеки им. Грибоедова, религиовед по образованию, ведёт книжный блог в Instagram.  

Поклонники Филипа Пулмана дождались выхода приквела к «Тёмным началам» — первой части обещанной трилогии «Книга Пыли. Прекрасная дикарка» постепенно появляется в книжных магазинах страны. Прошло 18 лет с момента выхода финальной книги о приключениях Лиры Белаквы и ее деймона Пантелеймона (проявление души человека в образе животного в одном из миров Филипа Пулмана — прим. ред.), и возможность вернуться в завораживающую вселенную писателя, где магия и наука сосуществуют, в небесах летают дирижабли, ведьмы на ветвях облачных сосен, на севере обитают бронированные медведи, а любой человек может запросто общаться со своей душой, дорогого стоит.

«Тёмные начала» знакомят нас с двенадцатилетней Лирой, сиротой, воспитанной при Иордан-колледже в Оксфорде. Странная история, связанная с исчезновением лучшего друга героини, приводит к запутанному клубку событий, в череде которых девочка сталкивается со смертельными опасностями, узнаёт правду о своем происхождении, обретает и теряет друзей, а заодно вершит судьбы мира, и не только своего.

«Прекрасная дикарка» переносит нас на двенадцать лет назад, когда Лира была грудным младенцем, отданным на попечение монахинь в монастырь у Темзы. На другом берегу реки живет одиннадцатилетний Малкольм Полстед, сын трактирщика, единственный ребенок в семье, добрый и скромный мальчик, частенько помогающий сестрам в монастыре. Очарованный маленькой Лирой, он дает себе обещание оберегать малышку от всякого зла. А зла будет предостаточно.

В своих «детских книгах» Пулман никогда не позволяет себе снисходительного тона или замалчивания тем, о которых с детьми говорить не принято. Если оставить в стороне его жесткий антиклерикализм и все богоборческие идеи (одного этого с лихвой хватит, чтобы многие родители не позволили детям читать «Тёмные начала»), там останется политика, насилие, осознание границ собственного тела и влечения к другим, гомосексуализм...
В «Прекрасной дикарке» мы продолжаем двигаться по взрослым темам: насилие, как физическое, так и сексуальное, аутоагрессия (на примере мистера Бонневиля и его деймона), педофилия — кто еще из писателей решится на такое? Важно заметить, что автор не пытается запугать читателя, он просто откровенно говорит, да, это в мире есть, и ты должен иметь силы защитить себя и своих близких.

В приквеле Пулман также медленно, но верно рассказывает нам о том, что было лишь вскользь упомянуто в основной трилогии, знакомит с новыми героями и показывает уже известных нам персонажей годами ранее. Текст оживает всеми пулмановскими красками где-то с середины книги, складывается впечатление, что сначала автор словно осторожно исследует дно, но, убедившись, что глубина соответствует ожиданиям, бросается в водоворот событий, захватив с собой довольно необычное оснащение: вроде бы хорошо знакомый нам мир обретает каких-то чужих обитателей британского фольклора. Выглядят они здесь не совсем к месту, и совершенно сбивают с толку. Тем не менее, стиль Филипа по-прежнему хорош, хотя и испорчен местами какими-то ляпами верстальщика: мы то и дело встречаем цифры вместо кавычек или сбитый шрифт, что вырывает нас в реальность из красивого, местами жуткого, но завораживающего повествования.

Разумеется, у поклонников «Темных начал» вряд ли стоит вопрос о необходимости читать «Книгу пыли», а вот тем, кто еще не знаком с трилогией, «Прекрасная дикарка» представляется неплохим способом начать знакомство с миром Лиры, ведь вторая часть приквела будет посвящена уже событиям после «Янтарного телескопа» (заключительная часть основной трилогии - прим. ред.). Хронологическая последовательность поможет быстрее разложить по полочкам сложный механизм фэнтези Пулмана. А еще не может не радовать, что в этом году начинаются съемки сериала по «Тёмным началам» с Дафни Кин («Логан») в главной роли. А пока можно и книги про (пере-) читать, хотя для этого поводов больше, чем достаточно.


Похожие статьи