Как стать известным поэтом: пример Тины Бем

В середине октября во Владивостоке случился поэтический вечер Тины Бем. Никто из местных до этого не слышал это имя, однако зал был полон, а поэтические сборники раскуплены. Как у нее получилось, спросите вы? Нам тоже стало интересно. В конце концов, в нашем городе столько поэтов, которые хотели бы выйти на сцену и читать для полного зрительного зала, но ведь не выходят. Мы узнали у Тины, что для этого нужно, и надеемся, этот материал станет импульсом и руководством к действию для тех, кому это необходимо.

Мы сидим в английской пекарне за чаем. Тина лучится энергией, несмотря на то, насколько выложилась предыдущим вечером на сцене, ее концертный директор Надежда серьезна и внимательна.


— Есть множество поэтов, которые хотели бы выйти на сцену, но часто не уверены в своих силах или не знают, с чего начать. С чего начался твой путь, и как ты решила, что хочешь и можешь быть на сцене?


— Я писала стихи лет с четырнадцати, но никогда не относилась к этому всерьёз. Тогда мне казалось, что это полнейшая ерунда, какие-то мысли, которые никогда не будут интересны другому человеку. Но однажды пришлось придумывать, что подарить другу, у которого уже всё есть, и я решила, что подарю стихотворение. Это было страшно. Я была абсолютно неуверена в себе по поводу своего творчества и показала получившееся Наде — моей подруге (а ныне ещё и моему концертному директору) — с вопросом «это вообще имеет право называться подарком?». И услышала от неё, что это очень круто и обязательно надо показывать людям. 

Так впервые в жизни я показала свое стихотворение кому-то — и получила позитивный отклик. И это первый важный этап на пути к тому, чтобы стать «публичным» поэтом. 

После этого возникла шальная мысль — а почему бы не начать показывать людям свои стихи? Я начала постепенно выкладывать их в социальные сети. И тут можно отметить второй очень важный фактор, который влияет на то, чтоб пройти путь от поэта «в стол» до публичного поэта — не бояться критики. Потому что мы все разные, нам нравятся разные вещи и когда начинаешь выкладывать что-то в социальные сети, то получаешь как позитивную реакцию, так и негативную. И многие боятся негативной реакции. Например, кто-то может сказать:


 «Ты же вроде серьезный человек, а занимаешься всякой фигней». 


Вот это довольно часто становится стопором для начинающих свой путь в публичном пространстве поэтов. Я рекомендовала бы этого не бояться по одой простой причине — чтобы ты ни делал, всегда есть люди, которые поддержат это начинание и те, кто скажут, что ты не прав. 

Ну и третий шаг на этом пути — выйти на сцену. Это, конечно, самая сложная история, потому что, например, для меня чтение — это обнажение себя. Я довольно часто после выступлений пишу в коротких четверостишиях свои ощущения и каждый раз в них присутствует какой-то намек на то, что я была нага. И это на самом деле так, потому что ты обнажаешь свою душу. Но я хотела испытать себя. И на первом выступлении после первого же стихотворения — все самые большие страхи испарились, и я почувствовала себя живой. 



Третий шаг — выйти на сцену.
Третий шаг — выйти на сцену.

— А с чего началась плотная концертная деятельность?


— Если говорить о частых концертах, то перескажу для примера один диалог. Как-то говорю я Надежде, своему концертному директору: «Слушай, Надь, ну невозможно, я уже не могу, я хочу выступать, я очень давно не выступала». Надя мне говорит: «Так, подожди. Три недели назад мы были в Красноярске, 15 дней назад у тебя был концерт в Москве, 13 дней назад ты выступала в хосписе, на прошлой неделе у тебя было выступление перед студентами. В чем проблема?»

А у меня ощущение, что всё это было тысячу лет назад. Поэтому мы стараемся делать минимум 2-3 концерта в месяц. Только на сцене я чувствую себя живой и счастливой, и мне постоянно нужны новые места, новые концерты, новые люди, которым я смогу рассказывать свои истории. 

А решение расширить географию путешествий — это вопрос целеполагания. Давно, когда я только начала выступать, мы с Надей сели и написали для себя конкретные цели: в 2017 году у нас должны пройти туры в таких-то городах, мы должны сделать столько-то выступлений. Когда мы посмотрели на этот список в начале 2017 года, решили, что это невозможно. 

Но вот, например, есть одна довольно известная современная поэтесса, которая выступает на сцене уже более шести лет — и у нее не было концертов в таком количестве городов, в каком было у нас. Поэтому дело не в популярности или деньгах — только в целеполагании. Да, поначалу это страшно, и мы сами испугались своих планов. Но сейчас подходит к концу 2017 год, и мы понимаем, что наш план действий выполнен. И ставим новые цели, еще более амбициозные. 

Я очень надеюсь, что кому-то мой опыт, моя история поможет решиться начать свой путь в этой сфере. Это для меня будет самая лучшая награда.


— Насколько я понимаю сейчас концертная деятельность — твой основной заработок. Как сделать так, чтобы поэзия начала приносить деньги?


— Есть старый стереотип о том, что на поэзии невозможно зарабатывать и поэт — это какой-то нищий маргинал, которому иногда подкидывают копейку. Я хочу бороться с этим стереотипом.

Относиться к поэзии можно и нужно не только как творчеству, но и как к достойной профессии. Честно скажу: до того как я начала профессионально этим заниматься, мне казалось, что деятельность поэтов, артистов, певцов — это сплошные развлечения и тусовки, там нет никакой работы.

Это оказалось далеко не так. Как строится, например, моё расписание: первое — это регулярные репетиции 3-4 раза в неделю, работа с голосом, работа над уровнем актерского мастерства, различные тренинги, мастер-классы. Второе — нужно много писать, а также правильно все это выкладывать в социальные сети. Потому что люди любят не только хорошие тексты, но и красивые картинки, любят, чтобы попали в их настроение, чтобы с ними общались — и это тоже ежедневная и достаточно объемная работа. Третье — это подготовка к концертам. Часто поэты выходят и читают «с листа», но мне кажется, что поэт — это все-таки артист, и люди приходят на концерт и платят. Поэтому я не позволяю себе читать по листочку, я должна давать эмоции и не в листочке быть, а в зрителе. Соответственно, мне нужно выучить огромное количество материала. И четвертое — это график. Например, мы прилетели во Владивосток вчера, у нас было два часа на сон, потом много репетиций, концерт (потом, к счастью, мы смогли съездить на море), сегодня у нас встреча с вами, потом еще одна встреча, потом переезд в другой город и там все тоже самое. 



Я не позволяю себе читать по листочку, я должна давать эмоции и не в листочке быть, а в зрителе.
Я не позволяю себе читать по листочку, я должна давать эмоции и не в листочке быть, а в зрителе.

Для того чтобы все это начало приносить какие-то финансовые возвраты, очень важна работа концертного директора, это колоссальный труд. Одно дело — работа поэта над собой, и другое дело — сделать так, чтобы поэзия начала приносить деньги. Потому что это подписчики, реклама везде и всюду, это различные партнерские проекты. Потому что очень важно, читаешь ты для почти пустого зала или, как вчера, для полного. Это совершенно разные ощущения и эмоции. И здесь огромная заслуга концертного директора. Я хочу переименовать ее в ангела-хранителя, потому что ее задача — сделать, чтоб нам было на чем лететь, как передвигаться, где жить, что есть, чтобы на концерт пришли люди, чтобы были фотографы — продумать абсолютно все мелочи. И это огромная работа.


Мы узнали у концертного директора Тины, какие задачи стоят перед ней каждый раз при планировании вечера. Советуем тем, кто хочет сам выходить на сцену — сделайте себе из этого списка чек-лист и не забывайте им пользоваться.


• Составьте красивую презентацию с информацией о том, кто вы, ссылками на публикации о ваших выступлениях, фотографиями с мероприятий.

• Выбрав место, в котором хотели бы выступить, пришлите им письмо с вашими условиями и не забудьте проверить, получили ли его.

• Определившись с площадкой, активно подключайте социальные сети, находите тематические сообщества и пробуйте договориться с ними о взаимовыгодном сотрудничестве.

• Устройте какую-то дополнительную активность (розыгрыш, конкурс), чтобы распространить информацию о вечере. В нашем случае это были конкурсы в сообществе, под одним из которых Тина даже устроила небольшой поэтический баттл, пока мы ждали самолет.

• Найдите фотографа — это важно для последующего пополнения вашей презентации. Отлично, если это будет фотограф из СМИ — дополнительный пиар и материалы о вас.



Небольшой эксклюзив — Тина рассказала нам об одном своем будущем проекте и даже показала его на примере.


Представьте себе: картинная галерея, белые стены, высокие потолки. Комната залита светом. В середине стоит стол, два стула друг на против друга, на столе — печатная машинка. На одном из стульев сидит поэт. К нему подходит незнакомый человек. Пошел отсчет времени — у них есть 10 минут, чтобы поговорить. Человек на другом конце стола рассказывают любую историю из своей жизни, абсолютно любую: интересную, смешную, трагичную, забавную, грустную. Ещё через 10-15 минут начинает стучать печатная машинка — появляется стихотворение на эту историю. Поэт приклеивает листок со стихотворением на стену. Человек уходит, на его место садится другой человек. И так происходит до тех пор, пока все стены галереи не будут оклеены такими листками. 


Я не боюсь рассказывать об этой идее, потому что это очень большой вызов самой себе, и для него нужно иметь отвагу и самоуверенность. У многих, особенно в России, есть ощущение, что если рассказать идею, то кто-то ее обязательно украдет и реализует. Если эту мою идею кто-то реализует — хорошо. Потому что такой проект похож на психотерапию, и это очень важно. Те люди, которые будут приходить и садиться напротив меня, будут рассказывать истории, которые на самом деле тревожат их, даже счастливые. Я могу и готова стать тем проводником, который поможет поделиться счастливыми историями и выслушает истории грустные. Если появится человек, который готов такое повторить — от этого мир станет только лучше. 


Для нас Тина устроила мини-репетицию этого проекта и по истории автора материала написала стихотворение за 15 минут. Мы не будем приводить саму историю, пусть каждый из вас сам представит её по написанному стихотворению:


Белые стены. Падает потолок.

Узкие коридоры. Крики хмурых смурных.

Шаг, взгляд. Шаг, в лицо плевок.

Есть только белые стены. Не будет иных?


Есть только горсть пилюль. Стакан, глоток.

Есть только гул в ушах. Взгляд - укор.

Есть только чертов падающий потолок.

Что за отсутсвие смысла? С каких пор?


Мне и не вспомнить в упор,

Как там в прошлом, во снах

Я — покоритель гор.

Счастье — лептоп в руках.


Пальцы плетут слова,

Истин узор плетут.

Он прочтёт. Голова

Встанет на место: Ждут!


Вылезет из петли:

Страхи? Отныне — нет.

Сделай шаг и живи,

И жизни спасай, поэт.


Похожие статьи