Лайфхак: как стать известным автором

Издать собственную книгу – мечта любого начинающего автора. И если в центральных регионах сделать это сравнительно просто, то для писателя из глубинки, мечта часто остаётся несбыточной. Дорогу на книжный рынок провинциальному дарованию преграждают неразрешимые, кажется, вопросы: 

Сколько это стоит? Куда отправить рукопись? Как сделать так, чтобы тебя заметили?

В сентябре Владивосток посетили  представители самой крупной российской литературной премии «Большая книга». Мы воспользовались случаем и спросили у Елены Шубиной (руководителя одноименной редакции при издательстве «АСТ»), что делать и куда писать молодому автору из зауральской провинции. На основе ответов Елены составили для тебя краткий гайд, как стать писателем со всероссийским именем.

Что делать, если у тебя в столе пылится гениальная рукопись?

Для начала составь текст о себе. Расскажи, кто ты такой, кем работаешь, как давно начал писать. Этот текст сохрани до того дня, когда решишь, что делать со своим творением: продвигать или следовать примеру Николая Васильевича Гоголя. Описание твоей биографии ни на что не повлияет, но получателю будет приятно, что ты потрудился рассказать о себе. Никому не нравится читать анонимов.

А дальше?



кадр из к/ф "Прислуга"
кадр из к/ф "Прислуга"


Вариант первый. Традиционный:


Вышли свою рукопись в толстый литературный журнал. Вопреки твоим страхам – редакция такого журнала лояльна к текстам молодых авторов. Есть шанс, что здесь напечатают не одно, а сразу несколько твоих произведений. Конечно, если они понравятся главреду.

К тому же, все толстые журналы сегодня оцифровываются и выкладываются на сайте «Журнальный зал», а это значит, что твои произведения автоматически начнут ранжироваться в интернете.


Комментарий Елены Шубиной:

 «Толстые журналы всегда были плацдармом для молодых авторов, где они могли заявить о себе. Здесь работают опытные люди – они внимательно читают и действительно вникают в произведения, которые приходят на почту редакции. Как правило, начинающие авторы пишут короткую прозу, а это как раз формат толстых литературных журналов. Это большая редкость, когда молодой автор сразу выдаёт роман. Если мы вспомним того же  Виктора Пелевина или Романа Сенчина, то увидим, что они тоже начинали с короткой прозы в одном из известных российских журналов.»

Важно: если ты думаешь, что литературные журналы – это для стариков, у тебя есть повод еще раз осознать собственную провинциальность. Молодые, амбициозные и пробивные авторы до сих пор печатаются на страницах толстых журналов. Так, например, в 2016 году писательница Анна Козлова издала в журнале «Дружба народов» свой роман «F20», где речь идёт о серьезных психологических отклонениях в антураже российской действительности. Мы знаем Козлову по сериалу «Краткий курс счастливой жизни», сценарий для которого она написала и получила за него премию ТЭФИ. А режиссёром «Краткого курса» выступила скандально известная Валерия Гай Германика.

Три журнала, с которых стоит начать: «Знамя», «Октябрь», «Урал».



кадр из к/ф "Часы"
кадр из к/ф "Часы"

Вариант второй. Доступный:


Даже в самой глухой провинции быстрый опрос населения выявит минимум два, а то и три литературных журнала местного разлива. Публикация в таком журнале – простой и верный способ проверить свои силы и начать собственное литературное портфолио.


Комментарий Елены Шубиной:

 «Региональным журналам сейчас непросто, но у них богатая история. В подцензурные времена то, что могли не напечатать в столичных журналах, печатали провинциальные, нестоличные. Позже их рвали из рук, потому что там проходили вещи, которые в Москве никогда бы не пропустили. Например, куски из книги Аркадия Белинкова «Гибель и сдача советского интеллигента» ,  «Пикник на обочине»братьев Стругацких, пьесы Андрея Платонова...Я считаю, что публикация в любом издании имеет смысл. Конечно,  в столичном журнале - престижнее, однако, первый выход в свет в местном журнале с самобытной традицией всё равно будет заметен.»    

Важно: публикация в любом официальном издании добавляет +1 к твоему авторитету в глазах более придирчивой редакции. Того же толстого литературного журнала, в который ты боишься написать.

Три местных лит-издания, о которых ты не знал: «Дальний восток», «Кают-компания», газета «Вакуум»



кадр из к/ф "Общество мёртвых поэтов"
кадр из к/ф "Общество мёртвых поэтов"


Вариант третий. Самоуверенный:


Галина Юзефович назвала литературные премии навигатором в мире книг для простого читателя. Это работает и в обратную сторону: если ты начинающий автор, премии и конкурсы – твой шанс обратить на себя внимание.


Комментарий Елены Шубиной:

 «Нужно понимать, что появление нового имени где-либо, и особенно в списках литературной премии или конкурса, это уже информационный повод. Молодому автору нужно быть смелее.  В интернете огромное количество возможностей: не увидят твоё имя в одном месте, увидят в другом. Например, в феврале-марте этого года была объявлена премия «Лицей», и сейчас она  уже дала первые результаты и новые имена.»    

Важно: застенчивость и правда ни к чему. Виктория Костюкевич, драматург из Владивостока и руководитель проекта «Читка», начинала именно так – рассылала рукопись по всем литконкурсам, которые выдал поиск Google. В итоге пьеса Вики «Протуберанцы» вошла в шорт-лист Волошинского конкурса, и её напечатали в сборнике «Новые писатели 2015».

Три литературных конкурса, на которые можно податься прямо сейчас:

Литературная премия «Лицей»

Новая Фантастика 2018

555 слов



кадр из к/ф "Ромовый дневник"
кадр из к/ф "Ромовый дневник"




Вариант четвёртый. Продвинутый:


Пока ты пишешь очередной гениальный роман в стол, мир и технологии идут вперёд. Век молниеносного маркетинга приготовил кусок пирога и для тебя. Сегодня молодой автор выбирает из сотен литературных сервисов тот, где бесплатно сможет выложить текст и однажды стать знаменитым. Самый популярный – proza.ru. Писательница Наринэ Абгарян начинала именно там, и не только она.

А можно раз и навсегда отбросить застенчивость и бесплатно и очень быстро издать свою книгу на сервисе Ridero. За ним зорко следят все передовые издательства, поэтому для талантливого автора с навыками селф-менеджмента это – гарантированный лифт наверх, к большой аудитории и тысячным тиражам.

Комментарий Елены Шубиной:

 «Сервис Ridero выпускает книги небольшим тиражом на хорошей бумаге. А издательства вроде «АСТ» следят за новыми публикациями и топами электронных изданий начинающих авторов. 

Такая публикация – это тоже один из способов заявить о себе. Например, до того, как мы выпустили книгу победителя премии «Лицей», её небольшим тиражом выпустили в Ridero. Таким образом, она существует и в электронном, и в традиционном формате. Сейчас первый тираж этой книги – 2 000 экземпляров, должен оправдать затраты на издание.»    

Важно: просто понять, что это реально. Изучить интуитивный интерфейс Ridero, завести страницу на proza.ru (или даже паблик со своим творчеством в одной из соцсетей) и отправить свою рукопись на читательский суд. А в случае с Ridero – получить печатный экземпляр собственной книги, который, если и не прославит, то гарантировано поднимет самооценку.

Еще три интернет-сервиса, которые могут помочь тебе стать известней:

Storia

Escalibro

Журнал «Самиздат»



кадр из к/ф "Персонаж"
кадр из к/ф "Персонаж"


Вариант пятый. Боевой:


Вопрос, который волнует, пожалуй,  всех авторов без исключения – можно ли сегодня в России найти литературного агента? Можно! Это непростая, однако выполнимая задача. Здесь точно не получится ждать у моря погоды – хочешь, чтобы твоё творение продавалось – сначала покажи, что на тебя стоит тратить время. Литературные агенты сегодня нарасхват.

Комментарий Елены Шубиной:

 «Если вбить в Google «литературный агент» – поиск выдаст много результатов. Литературный агент – не такая редкость, как кажется. Однако конкуренция за возможность работать с ним будет жесткая: пишущих людей сегодня очень много, а литагент прежде всего руководствуется соображениями из области маркетинга – что будет востребовано на рынке, а что – нет. 


Тем не менее механика взаимодействия с литературным агентом такая же, как и с издательством или толстым журналом – нужно выслать рукопись и обязательно сопроводить её информацией о себе.


Если агент вами не заинтересуется, попросите хотя бы вразумительный ответ, почему, или внятную рецензию на текст. Раньше были распространены литературные консультации. Можно было прийти туда, показать работу, поговорить с консультантом и получить ответ. Сейчас есть различные литературные школы, которые также могут дать фидбек молодому автору. Например, Creative writing school Майи Кучерской» и «Хороший текст» Марии Голованивской.»  

Важно: заметь, у многих современных молодых поэтов есть свои литературные агенты – такие же молодые ребята с предпринимательской жилкой. Возможно, тебе и не нужен профессиональный литагент – зарази друга своим романом, продумайте вместе стратегию продвижения и вперёд – покорять литературные рубежи. По крайней мере опыт пары-тройки десятков гастролирующих и издающих свои книги поэтов нам на это намекает.

А вот три литературных агента, которых нам выдал поисковик:

Юлия Гумен, Елена Костюкович и  Томас Видлинг



кадр из к/ф "Чтец"
кадр из к/ф "Чтец"



А чего делать НЕ стоит?

  • Звонить в издательство и сулить золочёные дивиденды, которые обязательно принесёт ваша книга
  • Высылать свою рукопись в издательство, предварительно не ознакомившись с его спецификой и тематической выборкой
  • Высылать не вычитанный и плохо отредактированный текст – тебя точно перестанут читать уже после второй страницы
  • Идти на рынок с верой в то, что для писателя достаточно одного таланта, а самообучение и наработка мастерства – для неудачников

Еще пара альтернатив для безумных:

  • Опубликовать книгу в известном издательстве за баснословную сумму: поднимает самооценку, опустошает кошелёк. К тому же в уважаемом издательстве на это не пойдут, если рукопись не отвечает его  профессиональным требованиям.  
  • Напечатать небольшой тираж самиздатом: никак не влияет на самооценку, но привлекает внимание читателей
  • Начать краудфандинговую кампанию по сбору средств на собственную книгу: если ты такой классный, дерзай
  • Привлечь спонсоров для издания книги: хорошо работает с детскими иллюстрированными книгами, хуже или совсем никак – со всеми остальными

Если веришь в свои силы, заяви о себе.

  © Елена Шубина



Похожие статьи