Книжное интервью: Анна Яковлева – Злая книготорговка


Анна Яковлева работает в книжном магазине «Перемен» в Новосибирске, где НЕ продают классику, а также ведёт два Telegram канала: «Пью и читаю» и «Монологи книготорговки». Кот Бродского взял у Анны интервью, в котором она рассказала о самых странных покупателях и своём отношении к «Читай-городу». 

– Анна, здравствуйте. Слышал мнение, что нормальным каналом в Telegram считается тот, у которого есть хотя бы тысяча подписчиков. Поэтому вопросы будут про вашу тёмную половину и в целом про торговлю книгами. 

– Мы с друзьями вообще ржали, что я с ними перестану общаться, когда станет 500 [подписчиков] – я думала, что их будет 50. А тут чего-то привалили. 


– Пользуюсь подсказкой, данной вами же: «Что вас вдохновило на создание книжного магазина?». Без Агнии Барто, книг по массажу и учебника химии 8 класса Габриеляна. 

– Магазин-то, собственно, не мой – я в какой-то момент задолбалась продавать учебники и устраивать встречи с Рушелем Блаво (автор книг по нетрадиционной медицине – прим. «Кота») в большом магазине, и пришла к нынешнему своему боссу, когда тут (в здании) был ещё шестиметровый магазинчик в лофте со словами: «Я буду у вас работать, привет». 

Но в целом у нас совпадают задачи – делать книжный магазин не как бизнес «дешево купил – дорого продал и возьмите закладочку на сдачу», а как трансляцию своих интересов и предпочтений. В последние годы маленькие издательства делают свою работу так, что нам тяжело только в форме «блин, куда всё это прекрасное поставить и когда читать». Так что это нормальная эволюция книготорговли – меньше объём, больше качество.




– Как вообще устроен бизнес? Буквально в трёх словах. 
– Так же, как любой другой, наверное. Мы покупаем или берем на реализацию книги у издательств, продаем их, покупаем снова. По принципу Матроскина. 


– Какую книгу купили больше всего за последний год? 

– Тут как – что мы привезем, то и купят. Так как магазин маленький, больше десяти экземпляров за раз мало кого привозим. «История старой квартиры» [Александра Литвина] берётся почти каждый день, «Вафельное сердце» (Марии Парр) – это всё [издательство] «Самокат». 

Из «взрослого» – «45 татуировок менеджера» [Максима Батырёва] от «МИФ», их же «Важные годы» [Мэг Джей], «Пиши, сокращай» [Максима Ильяхова] в последние полгода. 

Бывает так, что книгу покупают, а ты смотришь: «Ну ** твою, что это за?» И не везёшь больше, потому что есть что-то хорошее, что надо выдвинуть. А побыстрей продать Хюгге Hygge. Секрет датского счастья» Майка Викинга – прим. «Кота»), пока горит – это работа «Читай-города».




– А вот «Читай-город» – хороший магазин? 

– Какой из полтысячи? 


– Ближайший к вам. 

– Мы там покупаем бумагу для принтера, Хорошая бумага, мне нравится. Я там работала месяц же, слава Богу, сократили. 


– А что было не так? 

– Ну как. В Москве сидит менеджер и смотрит в камеры, какие книги как стоят. Если что-то не по промо-акции – леща управляющему, тот передаёт леща продавцу. Круговорот лещей в природе. Ну и сплошное «Эксмо», скукота. Не говоря про дурацкие акции типа «товар месяца – шариковая ручка». 


– Как часто к Вам приходят по поводу сотрудничества? 

– Статистики какой-то нет, раз в неделю может. Обычно приходят и говорят: «У нас конкурс красоты для детей, охват сто человек, дайте призов». Или: «Давайте разыграем у нас вашу книгу». Ну нет, ребята, кто на это сейчас ведётся вообще? 


– Вас возмущает мнение, что лицам, не достигшим шестнадцати лет нельзя читать книги на множество тем, чтобы не травмировать их психику, и что «Ромео и Джульетта» -  может быть книгой не про суицид, а про любовь. Про что тогда книги Рю Мураками? 

– Не скажу, потому что не читала его, но если книга про какие-то внешние факторы, а не про внутренние, то это хреновая книжка. 


– В книге очень подробно описываются японские оргии. 

– Надо почитать? 


– *показывает пост «Кота Бродского» про книгу Рю Мураками «Все оттенки голубого»*.  

– Вроде его как раз переиздали (Речь идёт о переиздании «Детей из камеры хранения» от издательства «Пальмира» – прим. «Кота»). 




– Три самых странных покупателя?

– Смотря что считать странным. Мне до сих пор странно, что люди не знают ничего о человеке, которому хотят сделать подарок. Пытаешься клещами вытащить «пол-возраст-род занятий-увлечения-а-давайте-посмотрим-его-инстаграм». Есть странные – пугающие гости, когда не знаешь, убьет сейчас тебя или обнимет. Был парень, который долго рассказывал о своей муравьиной ферме на балконе (я не спрашивала, естественно). Есть дама, которая третий год уже ходит и жалуется на то, какие жуткие у её детей няни, и она не может найти лучшую.  Все по-своему странненькие, это же люди. 

Люблю одного гопника, который приходит раз в месяц и покупает своей девушке красивые детские книги. Очень поднялся в моих глазах, и это страшно мило. 


– Как расслабляетесь после таких покупателей? 

– Никак, мы не напрягаемся. Иногда смеёмся в подсобке. 


– И последний вопрос: обычная сигарета или электронная? 

– Никакая, лучше алкоголь. 


Похожие статьи