Личное мнение: зачем читать романы

Если взглянуть на список бестселлеров на сайте Эксмо, то станет ясно, что нонфикшн как-то незаметно подобрался к вершинам рейтингов продаж и совершенно не собирается уступать. Гость рубрики «Личное мнение», молодой писатель и ведущий канала Автономный Хипстер в телеграме Артём Сошников, напоминает нам всем, чем хорошо (и чем плохо) читать художественную прозу. 

Иллюстрация: flocabulary.com
Иллюстрация: flocabulary.com


В ноябре издательство Эксмо отчиталось о том, что отдел прикладной литературы за десять лет собственного существования вырос на тысячу процентов, после чего следует признать — художественная литература сдаёт позиции. 

Постиндустриальное общество требует от человека непрерывного саморазвития. Прикладная литература выглядит более привлекательным инструментом для достижения целей: читатели-практики выбирают не прозу, а биографии успешных бизнесменов, научпоп или пошаговые инструкции. Зачем читать романы, если можно потратить ценное время на более полезную информацию?

Раскаты капитуляции докатились даже до литературных критиков. Галина Юзефович заявила в Фейсбуке, что в современном мире у прозы осталась только развлекательная функция. Судя по всему, в ближайшие годы её ждёт тяжёлое противостояние с компьютерными играми, youtube-шоу и мобильными приложениями.

Неужели прозе настал конец? Мы действительно читаем её только для развлечения?

Не стоит переживать, друзья. Функции прозы гораздо шире:

Проза полезна в бытовых ситуациях

Петербургский писатель Сергей Носов в интервью «Фонтанке» метко определил литератора как клептомана — писатель постоянно обворовывает реальность. Позиция Сергея Анатольевича сталкивается носом с мнением Оскара Уальда. Британский писатель считал иначе: жизнь подражает искусству.

Прав и тот, и другой. С течением времени жизнь и литература создали крепкие взаимосвязи: люди копируют поведение героев, писатели создают персонажей на основе реальных прототипов. Среди коллег и знакомых мы без труда узнаём базаровых или раскольниковых, публичные люди оживают в обличии Хлестакова, Ковалёва или героев произведений Буковски.

Несколько столетий писатели структурировали бытовые ситуации и дилеммы, которые циклично воспроизводятся в современном мире. Читая романы, вы изучаете механизмы мироустройства.

Любитель художественной литературы лучше разбирается в поступках людей и особенностях характеров, а опора на базу морально-нравственных решений, описанных предками, помогает легче сделать важный выбор.

Проза помогает психике

Шесть минут чтения в день понижают уровень стресса на 60%, нормализуют сердцебиение и успокаивают нервы. 

Чтение отвлекает нас от вездесущего информационного шума и замедляет разогнанное время, позволяет вырваться из контекста, взять передышку и подумать о фундаментальном.

Ценное лекарство для буйного века. Особенно — для подростков, облепленных триггерами, рекламой и ежесекундно обновляющимся контентом. 

Литературе ничего не угрожает, в недалёком будущем пробковая комната Пруста станет ценнее опен-спейсов и развлечений в социальных сетях.

Проза повышает уровень эмпатии

Исследование канадских учёных показало, что человек, читающий прозу, с малых лет учится ставить себя на место героев и сопереживать окружающим.

«Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова превращает нас в странноватого слесаря из Екатеринбурга, а по мере чтения «Патриота» Андрея Рубанова ощущаешь себя стареющим столичным миллионером, погруженным в экзистенциальный кризис.

Проза позволяет нам присмотреться к людям вокруг и не делать поспешных выводов.

Но эмпатия не единственный плюс для читателя как существа социального. Обилие диалогов в художественной литературе пригодится интровертам для общения с окружающими людьми в абсолютно полярных ситуациях: от непростого разговора с близкими до вечеринки в окружении малознакомых персон. 

Конечно, без практики и смежных дисциплин вы не станете искусным оратором, но даже шаблонные ответы и реакции помогут избежать скользких ситуаций.

Проза повышает интеллектуальные способности

Датский профессор психологии Свен Бринкман убеждён, что польза руководств и биографий сильно преувеличена. Успех чётких инструкций к действию зависит от окружающих факторов, а конкретные решения Стива Джобса или Уоррена Баффета субъективны. Невозможно поступать как Стив, потому что ты — не Стив.

Художественная литература обладает более универсальной ценностью. Проза позволяет изучить бытовые аспекты эпохи и погрузиться в контекст времени, а современные произведения как минимум расширяют лексический словарь.

Информационные войны, повышенный интерес к блогам и СМИ подтверждают, что слово стало весомым оружием современности. Художественная литература даёт нам шанс использовать его эффективнее.

Помимо этого, чтение художественной литературы сильно помогает развитию аналитических способностей. В цикле лекций по эстетике литературы писатель Дмитрий Орехов выделяет три уровня проектирования произведения:

  • На бытовом уровне писатель тщательно воспроизводит реальность, прорабатывая характеристики героев и окружающую среду. 
  • На уровне абстракций — выстраивает актуальные для современного мира аналогии, даёт читателю повод задуматься о процессах, происходящих в современности. 
  • На вершине горы лежит идеологический пласт, который писатель насыщает главной идеей произведения или собственным мировоззрением. 

Виктор Пелевин мастерски работает на первых двух уровнях, чем и добился популярности у читателей, а Лев Толстой и Фёдор Достоевский покорили идеологическую вершину пирамиды и попали в число классиков русской литературы.

Регулярное чтение учит распознавать и раскладывать слои на составляющие, считывать отсылки и приходить к неочевидным на первый взгляд выводам.

Иллюстрация: Seb Agresti
Иллюстрация: Seb Agresti

Не только плюсы

Как и водится, в мире чтения не всё безоблачно и просто. Петербургский писатель Андрей Аствацатуров в дебютном романе «Люди в голом» вкладывает в уста героя непопулярное мнение:

Теперь, по прошествии стольких лет, неумение читать кажется мне безусловным преимуществом, великим даром, на который способны родители, действительно по-настоящему любящие своих детей. В книгах нечего ловить и нечего искать. Их сочиняют для того, чтобы превратить неорганизованное людское стадо в организованное. Прочитав книги, люди глупеют окончательно, и тогда с ними можно делать все что угодно. Витя читать не умел и потому был гораздо сообразительнее всех нас.

Смех смехом, но запойное чтение нередко развивает в человеке сверх-эмпатию, перерастающую в бытовые страдания. Привычка ставить себя на место соседа, громко слушающего неприятную музыку, убивает здравый эгоизм и способность действовать в собственных интересах. Человек становится заложником воспитания, сомнительности и сопереживания.

Ловушки кроются повсюду. Классическая проза резко завышает идеалы, а писатели-постмодернисты в неумелых руках способны породить нездоровую тягу к пошлости и уродствам. Поскользнуться можно даже на излишнем доверии автору. Кто знает, какую цель писатель преследует на самом деле? Не использует ли он литературу для пропаганды собственных политических идей?

Не стоит читать всё, что попадается под руку, нужно уметь отделять зёрна от плевел и формировать собственный литературный вкус параллельно извлекаемой пользе.

Так что чтение прозы — не только развлечение, но и труд, труд благородный и приятный. 

Жизнь оплачивает этот труд спокойствием.


Похожие статьи